Тендер: особенности белорусских закупок.
Вопрос о том, как выбрать оптимального поставщика товаров или услуг для своей компании волнует абсолютно каждого руководителя.
Вопрос о том, как выбрать оптимального поставщика товаров или услуг для своей компании волнует абсолютно каждого руководителя. Во-первых, при большом объеме закупки даже небольшая разница в цене у поставщиков для покупателя превращается в существенную экономию. Во-вторых, при покупке дорогостоящих товаров и услуг вопрос качества становится критичным – и в этом случае также важно выбрать продавца, который предлагает лучшие условия.
Но как найти и выбрать такого продавца? Одним из способов является проведение тендера – формы отбора предложений от продавцов по заранее прописанным в документах условиям и в оговоренные сроки. Таким образом, заинтересованные поставщики сами предлагают свои услуги, обосновывая их качество. Контракт заключается с компанией, которая смогла предложить наилучшие условия.
Тендеры “по-белорусски” – когда цена превыше всего.
В Беларуси проведение тендеров чаще всего связано с работой бюджетных организаций и организаций с большой долей бюджетных средств. Согласно законодательству, такие компании обязаны проводить тендеры на поставку всех товаров и услуг вне зависимости от их стоимости. Поэтому, на сайтах госзакупок мы можем найти как многомиллиардные тендеры на строительство или оборудование, так и запросы на приобретение мелкого товара или бытовой техники.
Необходимость проведения тендеров в государственных организациях связана прежде всего с требованием наиболее эффективно тратить бюджетные средства. Считается, что именно такая форма отбора предложений обеспечивает наиболее справедливый и честный выбор, дает необходимые гарантии продавцу и покупателю.
Однако, на практике все получается совсем не так. В состав тендерной комиссии входят представители заказчика – как правило это чиновники или сотрудники госпредприятий. И задача наиболее эффективного распоряжения бюджетными средствами понимается как выбор самой низкой цены от продавца. Такой выбор прост и понятен – ведь доказать вышестоящему руководству, что вы выбрали более дорогой вариант, поскольку он действительно соответствует требованиям качества, очень сложно. В дальнейшем могут последовать обвинения в коррупции или взяточничестве. Именно поэтому, тендерная комиссия чаще всего выбирает самую низкую цену от продавца, а проблемы, которые неизбежно появляются в процессе сотрудничества с такими “особо привлекательными” продавцами приходится решать по мере их поступления, уже по-факту.
Жизнь после тендера – что можно купить по низкой цене?
А проблемы при таком ничем не обоснованном выборе обязательно начнутся. Рассмотрим их на примере тендера на закупку офисной мебели.
Во-первых, члены тендерной комиссии практически никогда не являются специалистами в тех товарах и услугах, которые приобретают. И хотя законодательство предусматривает возможность приглашения незаинтересованного эксперта, на практике это применяется крайне редко. Таким образом, объективно оценить производство и качество офисной мебели заказчик зачастую не в состоянии.
А во-вторых, у него ведь нет и такой потребности, учитывая что решающим фактором является цена. Зачем же разбираться в тонкостях эксплуатации и гарантии, если достаточно выбрать самую низкую цену?
При производстве мебели значительное снижение цен возможно только при использовании некачественных дешевых материалов и фурнитуры. Такая офисная мебель не просто приходит в негодность после года эксплуатации, но и представляет угрозу здоровью людей – летучие вещества в дешевом ДСтП в прямом смысле слова отравляют сотрудников в кабинете.
В итоге после проведения тендера предприятие имеет мебель низкого качества, зато по самой низкой цене. Другой вопрос, что через год сотрудникам или придется регулярно самостоятельно чинить столы и стулья меняя и подкручивая фурнитуру, или снова проводить тендер, повторно расходуя бюджетные средства для достижения достойного результата.
Тендер – честная конкуренция или ловкость рук?
Другой проблемой белорусских (и не только) тендеров являются регулярные коррупционные скандалы. Под эгидой борьбы с неэффективной тратой бюджетных средств как раз и совершаются сделки, которые невозможно назвать выгодными для государства даже с большой натяжкой.
И хотя законодательство предусматривает ежегодную смену не менее одной трети тендерной комиссии, включая ее председателя, личные связи и взятки остаются неизменно работающим способом выиграть крупный тендер. Одной из самых крупных взяток, о которых сообщали правоохранительные органы, были 500 000 долларов за возможность строительства в центре Минска.
Безусловно, полностью исключить возможность договорных тендеров не может ни одна система. Однако провести честный тендер все-таки можно – в первую очередь необходимо привлекать действительно независимых экпертов для оценки качества предлагаемых товаров или услуг. Ведь конкуренция исключительно по цене не выгодна ни добросовестным производителям, ни покупателям.
Несмотря на все вышеизложенные нюансы, компания “МЭЙПЛ” всегда принимает активное участие в различных тендерах. И пусть по цене предлагаемой нами продукции мы иногда проигрываем различным ДРЕВам, ДОКам, ИТК и пр., зато по её качеству и ассортименту, а также высокому уровню сервиса всегда выгодно отличаемся от многих своих коллег. В любом случае, выбор – за покупателем, который никогда не должен забывать простую истину: “Скупой платит дважды!”.